Программа “Інтелект України”
Совсем недавно в Украине стартовала новая программа для начальной школы.
Автор программы – Гавриш И.В. По ее словам, программа предназначена для обучения академически-одаренных детей, детей на эту программу отбирают по специальным тестам (но судя по отзывам, эти рекомендации не всегда соблюдаются). Отзывов вообще пока очень мало, да и те противоречивы.
Описание программы на официальном сайте невнятное. Что удалось понять:кроме традиционных предметов ( математика, чтение, письмо и т.п.) предполагается еще изучение дополнительных предметов:
необязательный (к сожалению) предмет по выбору “Эврика”(заявляется, что этот предмет тренирует изобретательность, смекалку и логику) и обязательный предмет “Навчаємося разом” (заявляется, что предмет “учит учиться”, что на самом деле – об этом чуть ниже).В программе также
предусмотрено обязательное использование телевизора для просмотра видеофрагментов и мультфильмов по теме, аудиозаписей, огромное количество цветных плакатов, обязательное использование песенок-рифмовочек (зарифмованы правила, определения терминов и т.п., дети их поют для лучшего запоминания), cлоги при обучении чтению тоже поют, по каждому предмету – тетради на печатной основе, где каждый урок на 2-3 страницы, которые дети должны заполнить (а что не успеют, заполняют дома), весь урок по минутам расписан, что когда учитель должен говорить и показывать, и в 1 классе ежедневно задают на дом выучить наизусть какое-нибудь “обучающее” стихотворение. Информатика вводится со второго класса, не алгоритмика, а “изучение правил работы за компьютером”.Вот, что сама Гавриш И.В. пишет о “пропевках” в программе:
“
Мы убеждены, что обучение должно приносить радость. Поэтому на каждом уроке при проведении физкутминуток (1-2 минуты) используем тематические мультфильмы-караоке ("Алфавіт", "1, 2, 3, 4, 5" , "Ось Австралія чудова, а ось Африка. Антарктида крижана..." ). Учащиеся первых классов поют, прочитывая на экране слова песни. Это один из факторов, объясняющих, почему они читают в три-четыре раза быстрее, чем учащиеся традиционных классов.”Приведу еще цитаты из родительских отзывов, положительных и отрицательных. Вот парочка
положительных, первый от мамы, которой удалось побывать на открытом уроке:
“в класс приобретали огромный ЛСД телевизор, подвешивали под углом над доской. детям видно со всех мест и нет бликов.
примерно занятие идет таким образом: одно задание устно, потом найди ошибки, которые допустил Незнайка (письменно), упражнение фотоаппарат в тетради, затем учат скороговорку, потом опять возвращаются к тетради -списывание, вкл. поют песенку-правило тд.”
Еще положительные:
Телевизор используется для показа части учебного материала, я так понимаю, для того чтобы внести элемент разнообразия.
Чтобы материал был не такой сухой и скучный , это особенно важно для младших классов.
------------
Обучающие мультики озвучены и сопровождаются мульт.героями Незнайка и т.д. ,также по телевизору детям показывают учебные песенки (в формате караоке ) дети их учаться бегло читать и поют получается за одно
Дети действительно загружены разного рода информацией, но презентации интересны и постоянно меняют свою форму, поэтому это не утомляет. Преподаватель на вопрос балуются ли наши дети отвечает что на это у них просто нет времени.
Отрицательных тоже хватает:
с песнями под караоке дети не успевают изучать все, что нужно по программе.
Поэтому через время мультимедийные ситемы выключают, перестают петь, достают учебники и старыми испытанными методами доганяют то, что не допели и не досмотрели.А учебники по 120 грн. покупать все равно нужно каждый месяц.
------------
А еще мне НЕ нравилось, что весь первый класс мы учили КАЖДЫЙ день стих. Это было для меня тоже своеобразным "испытанием" - малая учить вечерами, когда я пришла с работы, все устали, хотят спать и тыды просто отказывалась И особенно стихи с полупонятными для нее словами на украинском
Как сейчас помню вечерок, когда я пыталась "вдолбить" ей этот стишок с галамагами и гирлигами, а она нииичего не могла запомнить))))) И так каждый день
Буква Ґе з ріжком вгорі
Посміхнулась дітворі:
– Щоб дзвінкіш лунала мова,
Я прийшла в абетку знову,
Бо колись у ній жила,
Мов та маківка, цвіла.
В багатьох словах цікавих
Красувалась, наче пава:
Ґрунт і ґаблі, і ґирлиґа,
Ґуля, ґніт, дзиґар і дзиґа,
Ґаламаґа, ґринджолята...
Тож прийміть мене, малята.
------------
Идея учить каждый день новый стих очень хорошая. Мы с сыном стараемся тоже учить по одному ( но большому) в неделю. Вот только вопрос- что учить? Если, извините, подобную бредятину, где рифмуют ботинки и полуботинки?
Но кроме отзывов захотелось поискать еще что-то объективное. Нашла отсканированнные странички тетрадей. Правда, удалось найти только за первый класс и не полностью, но представление о программе они дают. Судите сами:
вот начало первого класса, пусть сегодня у детей в расписании чтение, письмо, математика и “Навчаємося разом”. Что же им предстоит сделать в тетрадях -
по чтению урок номер 5
по письму прописи урок 5
по “
Навчаємося разом” тоже урок 5Что будет через недел
ю-две:чтение
письмо
“
Навчаємося разом”остальные уроки построены по тому же принципу, по три урока в день (чтение, письмо, навч.разом) у детей тот же попугай, жук-буквоед, пропевки слогов,
только буквы и буквосочетания другиематематика в
октябре 1го класса
кроме заполнения тетради, дети еще споют песенки
математика другого года выпуска (это уж кому как повезет)
Где-то в середине ноября дети каждый урок решают примеры с засеканием времени - “кто быстрее все решит”:
Эврика вариативная курс по выбору, выглядит интересно. К сожалению, не во всех школах по программе ИУ есть курс эврики.. Эврика, 2 класс
Еще отзывы:
Меня настораживает, то, что ИУ на гуманитариев работает, логика и математика в стороне (как мне сказала директор - если математика, то лучше в обычный класс)
Да, уж не скажите, математика в ИУ очень сильная, пока другие классы учатся считать пимеры на пальцах, наши детки уже решают примеры на скорость, при этом считать на пальцах ирм категорически запрещено - ведет к дисквалификации (слова ребенка).
------------
“Навчаємось разом.”Что это за предмет? Зачем он нужен? Разъясните мне, пожалуйста? Поправьте меня, если я ошибусь, складывается впечатление, что это повторение пройденного в других предметах, так бы сказать “закрепление” материала. Не понимаю, ведь дети и так закрепляют его бесконечно, учитывая то, как построены учебные тетради.
----------------
Слукавлю, если скажу, что нет хорошего – есть. Считаю отличной книжечку со стихами: “Як добре самому читати” - удачная, на мой взгляд во всех отношениях, а также хочу выразить свой респект разработчикам зошита “Людина і світ” - отличный, очень доступный, продуманный.
--------------------
Сегодня в школе в которой мы с сентября будем учиться была презентация этой программы. Один из двух первых классов будет заниматься по этой программе.
Если чесно, впечатление осталось двойственное. С одной стороны впечатлили знания и навыки первоклашек-нам показали видео снятое на уроке в таком классе. Но с другой стороны, осталось впечатление какой то сумбурности, винегрета. Это у них называется интеграцией, т.е. в уроке чтения или Украиноведения присутствуют начальные знания биологии, геометрии, географии. Не уверена что ребенку в первом классе необходим такой поток информации.
---------------------
Декларується, що програма “спрямована на формування ключової компетентності учнів початкової школи учити вчитися” та “передбачає розвиток винахідницьких умінь та навичок”. Що насторожує мене? Звичайно, окрім бажання шкіл покращити свою матеріально-технічну базу за рахунок батьків?
Те, що розвиток винахідницьких умінь та навчання вчитися неможливе без розвитку власної уяви, а останнє досягається шляхом залучення другої сигнальної системи — СЛОВА.
Програма ж пропонує школярам готові образи, які гальмують розвиток саме цих складових. І оскільки у класи відбирають дітей із високим розвитком, то об’єктивно порівняти результати програм — традиційної і новітньої — буде важко.
-----------------
У меня две дочери учатся в школе, и так получилось, что английский они учат по разным учебникам, математика разная, украинский язык. И всегда более современный авторский вариант программы лучше, чем тот, по которому занимаются уже десяток лет. Тетради ИУ я видел, был на открытом уроке у своей дочери в классе по Петерсон и в параллельном по ИУ, общался с некоторыми родителями проектных классов . Часто звучало примерно такое же мнение, которое высказал здесь Terribl. Есть нарекания на задержки, мажущиеся тетради, но это всё поправимо, зато детям там веселее и интереснее. Не могу утверждать, что "Интеллект Украины" лучше, скажем, "Ростка", но это вполне достойная альтернатива. Но математика Петерсон не для всех подходит, а ИУ, в этом плане, кажется демократичнее, развивая другие необходимые качества. В ИУ смогут учиться дети без ярко выраженных математических и логических способностей, а в "Ростке" – нет, из-за математики. Это, естественно, лишь моё непрофессиональное мнение, но уж в чём я точно уверен, что в сравнении с обычной стандартной школьной программой, ИУ, без вариантов, более эффективен. Хоть ИУ и позиционирован на талантливых детей, но он был бы хорош и как стандартная программа для СШ.